История

2 345 просмотров

ОТ  ГИМНАЗИИ  К  КОЛЛЕДЖУ

В сентябре 1910 года в 60 верстах от Курска в маленьком городке Обоянь, соединяющем в себе удобства деревенской и городской жизни, произошло знаменательное событие: началась история долгого и счастливого существования женской гимназии, прародительницы Обоянского педагогического училища, теперь колледжа.

Женская гимназия расположилась в здании, построенном в 1888 году купцом Морозовым для коммерческих целей. В 1906 году Обоянское земство выкупило здание у купца для открытия в нем женской гимназии. В 1914 году в гимназии был открыт специальный педагогический класс. Учебный план для обучающихся в этом классе предусматривал изучение таких дисциплин, как педагогика, словесность, история, физика, география, французский и немецкий языки, рисование, музыка, танцевание и другие. В 1915 году был сделан первый выпуск учащихся гимназии.

После Октябрьской революции 1917 года решением Советского правительства на базе гимназии была создана Единая Трудовая Школа (ЕТШ). В 1921 году ЕТШ была преобразована в школу II-й ступени со сроком обучения 9 лет. Школа имела сельскохозяйственный уклон.

В 1930 году ЦК ВКП(б), ВЦИК и СНК СССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения. В связи с этим потребовалось большое количество учителей начальных классов, и Обоянская школа II ступени была преобразована в Обоянский педагогический техникум со сроком обучения 3 года, о чем свидетельствует архивная справка Центрального государственного архива РСФСР:

С сентября 1930 года и до начала Великой Отечественной войны учебное заведение готовило учителей начальных классов, математики и литературы для 7-летних школ. В период с 1943 года и по настоящее время педагогическое училище несколько раз меняло свой профиль: периодически работали школьное отделение, школьное и дошкольное, годичные курсы по подготовке учителей начальных классов, отделение, которое готовило учителей русского языка и литературы.

Выпускники Обоянского педагогического училища многолетним трудом внесли неоценимый вклад в развитие образования Курской области. Многие из них стали заслуженными учителями, видными методистами, руководителями образовательных учреждений.

В своих воспоминаниях бывший директор педагогического училища А.Ф.Леонтьев пишет: «Из стен училища выходили талантливые люди. Научными работниками стали И.Шаповалов, Н.Буняев, А.Добродомов, А.Феоктистов и многие другие».

С сентября 1968 г. по июнь 1995 г. педагогическое училище реализовывало одну специальность и готовило специалистов для дошкольных учреждений.

В марте 1979 года в Обоянском педагогическом училище открыто заочное отделение, большую роль в становлении и развитии которого сыграли заведующая отделением Гриценко Н.И. и методист Ермакова Е.Н.

По итогам социалистического соревнования в феврале 1986 года коллективу преподавателей, сотрудников и учащихся Обоянского педагогического училища вручено переходящее Красное знамя Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза. Училище удостоено этой высокой награды за успешное выполнение основных условий социалистического соревнования – осуществление плана набора и выпуска учащихся, высокое качество подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений, успехи в воспитании молодежи.

Наибольшее количество обучающихся приходилось на 80-е годы и составляло около 1000 человек. В этот период в училище работали 48 преподавателей. Многие из них являлись подлинными мастерами педагогического труда: Хатышева Н.Ю. – бывший директор училища, Кобзарь С.И., Пронина А.А., Михалева Е.А., Губарева З.С., Белоусова З.П., Белоусов В.В., Польшин В.С., Забара В.А., Жигальцова Л.Ф., Стенникова Е.В., Попова О.П., Коновалова И.Л., Пронская М.И. и другие. Каждый преподаватель вносил в общее дело подготовки будущих воспитателей свои педагогические находки, стремясь сохранить лучшие традиции. Коллектив педагогического училища всегда отличался слаженностью в работе, высоким чувством ответственности и творческим отношением к делу.

Бессменными руководителями творческих коллективов этого периода были Каплун О.С., Чеботарева Г.В., Чаплыгина С.Н., Стариков А.Я., Ваневская Е.Н., Колодезная Л.А., Литовкина В.А., Моторина Г.И. Их коллективы много выступали на разных сценах города Обояни, района, Курска.

В педагогическом училище были свои композиторы и поэты. Преподавателем Стариковым А.Я. и библиотекарем Холтобиной А.Д. был написан «Гимн воспитателей».

Преподавателем Алексеевым В.И. были созданы фильмы о жизни образовательного учреждения.

Директором педагогического училища с 1978 г. по 1988 г. была Пархоменко В.И. Глубокое знание педагогического труда, творческое отношение к работе, внимательное и бережное отношение к учащимся, преподавателям и сотрудникам, забота о развитии всех направлений деятельности педучилища – вот ее отличительные черты как человека и директора. Она постоянно поддерживала все новое, что входило в жизнь, и способствовала поиску новых форм обучения и воспитания молодежи.

В организации образовательного процесса немаловажную роль играет материальная база. Большой вклад в укрепление материальной базы, создание комфорта, удобства, уюта внесла группа преподавателей, которая занималась оформлением кабинетов: Бунин М.В., Козлов В.В., Абрамов Ю.П. Они сами предлагали эскизы оформления учебных помещений и воплощали задуманное.

В связи с отсутствием специализированного оборудования для учебных целей в 1986 году в Обоянском педагогическом училище был создан художественный совет по переоформлению учебных кабинетов. В Министерство просвещения СССР был представлен опыт оформления кабинетов изобразительного искусства, физики и математики, химии, истории. На ВДНХ были представлены разработанные преподавателями Обоянского педагогического училища планы, эскизы и образцы специализированного оборудования (универсальный рисовальный стол, натурный столик, конструкция подвески телевизора, блок проекционной аппаратуры, классные доски.)

С 1988 года директором Обоянского педагогического училища является Чистикова Вера Александровна – педагог по призванию, которого отличают инновационный стиль мышления, методическая грамотность, творческое решение профессиональных задач, безупречная нравственность и подлинная гуманность. В облике этого руководителя, находящегося в постоянном напряженном трудовом ритме, разумно сочетаются требовательность и принципиальность, чуткость и отзывчивость.

В 90-е годы в педагогическом училище с пониманием были восприняты новые направления деятельности средних специальных учебных заведений: обновление содержания образования, введение новых предметов, направленных на расширение кругозора обучающихся, на более высокий интеллектуальный уровень развития, использование современных форм и средств обучения, углубленная профессиональная подготовка.

Творческий потенциал преподавателей училища проявился в выборе новых направлений работы образовательного учреждения. В 1995 году в Обоянском педагогическом училище была открыта подготовка специалистов по специальности «Изобразительное искусство и черчение», а в 1999 – подготовка специалистов по специальности «Иностранный язык».

В 1991 г. в педагогическом училище торжественно открылся спортивный комплекс – новостройка. Этот новый двухэтажный учебный корпус вместил в себя спортивный, тренажерный, хореографический залы и лыжную базу. Студенты педагогического училища с удовольствием занимаются физической культурой не только на учебных занятиях, но и в многочисленных спортивных секциях под руководством преподавателей высшей квалификационной категории Колоткова Б.М., Иванова В.Ф.

В стремлении воспитывать квалифицированных специалистов педагогический коллектив старался разнообразить формы и методы учебно-воспитательной работы с молодежью. В эти годы была организована работа поисковой экспедиции по следам 303-й Стрелковой сибирской дивизии, освобождавшей город Обоянь.

Важное место в работе коллектива занимал не только образовательный процесс, но и шефская помощь колхозам и совхозам в осенне-весенний периоды.

Трудовую закалку молодежь получала в студенческом строительном отряде «Аэлита», руководителем которого являлся преподаватель Колотков Б.М.

Большую помощь в организации воспитательной работы с молодежью оказывала комсомольская организация. Лидерами комсомольского движения, настоящими вожаками молодежи были Пиркина Л.И., Черноморова М.М.

Все годы педагогический коллектив пытается сохранить и передать традиции, которые накапливались со дня возникновения образовательного учреждения: проведение профессиональных конкурсов, предметных олимпиад, дней дублеров, плавно переросших в организационно-деятельностную игру «Специалист», научно-практические конференции, творческие конкурсы и организация работы творческих коллективов (вокальные и танцевальные ансамбли, СТЭМ, драматический театр).

Долгие годы бессменным руководителем СТЭМ (студенческого театра эстрадных миниатюр) являлся преподаватель Петровский В.В. Без участия этого коллектива невозможно было ни одно торжество в педагогическом училище.

В 2000 году приказом Комитета по культуре Правительства Курской области драматическому театра Обоянского педагогического училища (руководитель Рыженков С.Я.) было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Первая премьерная постановка самодеятельного коллектива состоялась еще в 1986 году. Это был спектакль по пьесе А.Шульжика «По секрету всему свету». Драматический театр был визитной карточкой образовательного учреждения. Жители города и района с благодарностью принимали каждую новую работу самодеятельных артистов. Много сил, труда, творчества отдал работе хореографического коллектива и работе драматического театра преподаватель Польшиков В.Г. Значительные успехи и творческого коллектива, которым успешно руководила и руководит Саласина Т.В. Педагог самоотверженно вкладывает душу в каждый вокальный номер. Без советов этого руководителя не обходятся ни СТЭМовцы, ни КВНщики.

С 2000 года для жителей города Обояни теперь уже традиционно организуются выставки творческих работ студентов отделения «Изобразительное искусство и черчение». За организацию выставок ответственны опытные педагоги отделения: Бунин М.В., Козлов В.В., Ларин А.Ф., Шумакова Л.П., Нестерова Л.В. Будущие учителя рисования и черчения идеи для своих творческих работ черпают не только на занятиях в учебных мастерских, но и в пленэре, музейной практике, проводимой в музеях Курской области, Белгорода, Санкт-Петербурга и Москвы.

В октябре 2002 г. опыт образовательного учреждения в организации воспитательной работы с молодежью был обобщен Советом директоров ССУЗов Курской области.

4 ноября 2003 г. Обоянскому педагогическому училищу был присвоен новый статус – статус колледжа. В соответствии с задачами реформирования среднего профессионального образования и статусом колледжа были разработаны нормативные документы, способствующие развитию научной и методической работы преподавателей и профессиональной подготовке специалистов.

За годы существования учебное заведение выпустило тысячи специалистов. По-разному сложилась судьба выпускников. Есть среди них администраторы и общественные деятели. Самое приятное то, что подавляющее большинство осталось верными той профессии, которую получили. Многие выпускники после окончания высших учебных заведений вернулись в его стены и стали преподавателями: заслуженный учитель РФ Апухтина А.И., Афанасьева Т.Н., Бакаушина И.А., Гримова Т.М., Денисова Т.Р., Каменева В.М., Кондрашева Г.И., Конева Л.С., Крамская О.Ф., Нестерова Л.В., Пиркина Л.И., Поцелуйко Л.В., Смольнякова Л.А., Фесенко С.Д., Угримова И.В., Шамардина А.Я., Юрьева Л.Г.

Главная ценность образовательного учреждения – педагогические кадры. В настоящее время в колледже работают: 3 преподавателя, удостоенных почетного звания «Заслуженный учитель РФ»; 5 преподавателей, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»; 9 преподавателей, имеющих значок «Отличник народного просвещения»; 25 педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию; 4 – первую квалификационную категорию. Директор Обоянского педагогического колледжа, заслуженный учитель РФ, Почетный работник среднего профессионального образования Чистикова В.А. награждена орденом «Знак Почета».

Именно этими людьми в процессе созидательной деятельности отлажен учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование качества подготовки специалистов.

Сегодня Обоянский педагогический колледж готов преодолевать и преодолевает различного рода трудности, а значит живет нормальной жизнью.

Труден путь к совершенству, но для коллектива важно сегодня быть немного лучше, чем вчера.